Почему открытка? (часть 2)В этом посте мы хотели бы продолжить тему начатую ранее в статье Почему открытка? и поговорить подробнее про историю возникновения открыток.

Открытка путешественника XIX-XX столетия — в первую очередь видовая открытка. В то время отсутствие способа передачи изображения и желание делиться увиденным привело к тому, что видовые открытки стали не просто востребованны, они стали необходимы.

Открытки с изображением различных видов городов или стран возникли практически одновременно с собственно открытым письмом. Первая серия почтовых карточек с видами датируется 1872 годом, практически через два года послевведения в обращение почтовых открытых писем (открыток).

Первыми подхватили видовые открытки владельцы гостиниц и ресторанов. Популярность и широта распространения этого вида открыток стала так велика, что в некоторых государствах задумывались об особой пошлине на них. Вот как объясняет популярность видовых открыток немецкий исследователь Х.Хилле: «Мотивы родины или места отдыха, которые часто посылались друг другу, возник в середине 1870-х годов внутри исконного чувства новизны, и в этих мотивах издатели правильно разглядели выгодное средство массовой коммуникации. Отправить знакомым дружеский привет о своем месте пребывания оказалось так же просто, как совершить ознакомительную поездку, и одновременно благодаря этому с легкостью стало возможно узнать жизненный статус человека.»

Интересно, как стремительно, даже за короткий период «Золотого века», изменялась видовая открытка. От простенькой, аляповато оформленной сувенирки, на которой с помощью монтажа помещались несколько фотографических или рисованных видов города и легкий цветочный или орнаментальный узор с обязательной надписью «Привет из …», до прекрасно выполненной в художественном плане информационной видовой открытки. Ведь путешественникам , коими в XX веке стали практически все, нужно не просто открытку с видом, а именно ту которая передает их восприятие новых впечатлений. И видовая открытка меняется вместе со временем и путешественниками. От четверти до половины единиц архивной переписки начала XX века составляют именно такие открытки.

Видовые открытки можно воспринимать как своеобразное творчество, как эмоциональный рассказ о конкретном месте и моменте времени. Ведь помимо изображения, которое выбирается из многочисленного ассортимента , на открытке делаются авторские приписки с непосредственными впечатлениями от увиденного, будь то восхищение, разочарование, меткое наблюдение, они всегда личностные. Из таких «открыток из путешествия» составлялись целые альбомы, просто коллекционировали.

Сейчас мы можем запечатлеть каждое мгновение нашей жизни и тут же поделиться ими с друзьями и близкими. Наверное это хорошо.

Однако и в наше стремительное время в открытках остается непередаваемое очарование.